Сидорский Николай Васильевич

Дата рождения: 07.12.1926 г.

Место рождения: Село Саловка, Лямбирский район

Национальность: Русский (мать – русская, отец – белорус)

Вероисповедание: Православие

Членство в общественных организациях, партийность: Член КПСС (КПРФ) с 1953 г.

Узнал о начале войны: Когда началась война я перешел в 8 класс. Женщины плакали, все говорили об этом. Я работал в колхозе – учетчиком.

Начинал участвовать в боевых действиях 6 ноября 1943 г. - призвали в армию. Из Рузаевки поездом был отправлен в 27-й учебный автомобильный полк, находящийся в поселке Измайлово Ульяновской области. Учили нас на шоферов, на машинах «ГАЗ – ММ», «ЗИС-5». Здесь я проучился до апреля 1944 г. Получив степень шофера 3 класса, в составе трех рот был направлен в Москву для формирования 238-го отдельного батальона. На вооружение автобатальона поступили новейшие американские автомобили – «Студебеккеры», «Форды», «Доджи».

Боевой путь. В начале августа 1944 г. железнодорожными эшелонами через всю Украину, и остановились - в г. Бельце (Молдавия) на границе с Румынией. Нас доставили в расположение танковой бригады 2-го Украинского фронта, где в это время шли напряженные бои по окружению Яссо-Кишиневской группировки румыно-немецких войск. При разгрузке с платформы получил первое боевое крещение: попал под интенсивную бомбежку. Немецкие истребители отогнали, и наш батальон не пострадал.

В задачи автобатальона входило обеспечение танковой бригады снарядами, запчастями, продовольствием и другими необходимыми материалами.

После успешного окружения и уничтожения Яссо-Кишиневской группировки врага батальону, в котором я воевал, присвоили звание гвардейского.

Вместе с войсками 2-го Украинского фронта мы пошли в сторону Румынии. Прошел северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошел в Чехословакию. Проходил через города Сальнок, Бекешчаба, Чехословакия. … Участвовал при взятии Будапешта (ночью 1945, весна).

Освобождал Братиславу.

Военные боевые действия закончил в г. Трнаа, недалеко от Праги. 9 мая 1945 г.

Во время войны погиб дядя.

Остались живы родственники - мать, сестры.

Собственные публикации ветерана: статьи по работе в ГАИ

Публикации о ветеране: газета «Автокурьер Мордовии» № 39 октябрь 2002 г., С. 3. Название статьи «МВД России – 200-лет. Товарищ полковник. Ветераны». Из книги «Два века на страже правопорядка».

Особенно запомнившиеся эпизоды войны: т.к. я мальчишкой был, когда война была, и я не доставал до педалей в кабине машины, приходилось делать специальные колодки на ноги, приспосабливал сиденье под свой рост. Пели песни «Катюша», «Бьется в тесной печурке огонь…».

Во время войны был ранен отец (Калининский фронт) и умер от ранения в 1946 г.

 

Награжден

Орден трудового красного знамени. Вручал председатель Верховного Совета.

медали за взятие Будапешта, Вены

Орден Отечественной войны

Медаль за боевые заслуги. Вручал командир батальона, в Венгрии в 1944 г.

Медаль за победу над фашистской Германией

Медаль за победу над Японией

Медаль Жукова

Звание сержанта было присвоено в батальоне в 1944 г.

 

После 9 мая, в начале июня личный состав батальона с несколькими штабными машинами погрузили на железнодорожные платформы и через Венгрию, Румынию и весь Советский Союз перебросили в Монголию, в г. Чейболсан, в распоряжение Забайкальского фронта, где в составе танковой бригады начали воевать с японскими войсками. Везли нас не по главной дороге, а в объезд, т.к. там везли танки, артиллерию. Нас везли через Алма-Ату. В г. Чейболсан собирали английские машины, которые привезены были в разобранном виде. Прошли через Большой Хинган, дошли до г. Ванемяо, где и закончили боевые действия.

С Востока в январе 1946 г. попал домой. Поступил в танковое техническое училище г. Горький. Был направлен в бронетанковую академию (г. Москва) имени Сталина, где обучал офицерский состав вождению автомобилей.

В конце 1950 г. осенью был демобилизован. Поехал на юг вместе с другом Сашей Филецким в Ростовскую обл. Устроился водителем на легковую машину на предприятие Россельмаш.

Домой вернулся в начале 1951 г. Предложили работу в структуре МВД. Я выбрал работу в Госавтоинспекции, преподавал в ДОСААФ. Проработал там с марта 1951 г. по ноябрь 1984 г. Проработал 34 года. Начинал работу с госавтоинспектора и закончил начальником отдела Мордовской АССР.

В 2000 г. был избран председателем совета ветеранов – Управления ГИБДД МВД Республики Мордовия.

Полковник милиции.