"Без географии мы нигде, без истории мы никогда"
Главная Олимпиады, конкурсы Олимпиада школьников по истории
PDF Печать E-mail
Олимпиады, конкурсы
Автор: Рогозин А.В.   


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по разработке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011 учебного года.

I. Задачи школьного и муниципального этапов Олимпиады

Первые два этапа всероссийской олимпиады школьников по истории призваны решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и заключительном этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение школьного и муниципального этапов Олимпиады, с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов. Настоящие рекомендации адресованы предметно-методическим комиссиям и должны служить руководством при составлении заданий для школьного и муниципального этапов.

II. Общие организационные вопросы

Проведение школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей стране, и развития тех традиций проведения этих этапов, которые сложились в различных регионах и учитывают местные особенности. Предметно-методические комиссии муниципального этапа могут предлагать для проведения школьного этапа несколько вариантов заданий, на муниципальном же уровне задания должны быть едины для всех участников в регионе.

Порядок проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады определен Положением о всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 2 декабря 2009 г. № 695).

«20. Школьный этап Олимпиады проводится организатором указанного этапа Олимпиады ежегодно с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.

21. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

22. Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

23. В школьном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 5 - 11 классов образовательных организаций.

...

29. Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором указанного этапа Олимпиады ежегодно с 15 ноября по 15 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

30. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

31. Муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

32. В муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7 - 11 классов образовательных организаций:

победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года;

победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях».

При подготовке заданий Олимпиады школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:

Школьный этап

Муниципальный этап

Возможность проведения для параллелей учащихся

5-11 классы

7-11 классы

Оптимальное время для проведения.

Один учебный час для 5-6 классов.

Один астрономический час для 7-8 классов.

Два-три учебных часа для 9-11 классов.

Два учебных часа для 7-8 классов.

Два-три астрономических часа для 9-11 классов.

Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, задание на критику исторического источника).

Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Рекомендуется для учащихся 7-11 классов.

Предлагается считать, что весь комплект заданий на школьном и муниципальном этапах может оцениваться исходя из общего числа баллов – 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.

Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение.

III. Содержание заданий

Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.

1. Творческий характер заданий.

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (п. 7), задания составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Конечно, Олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной Олимпиаде, и при составлении заданий следует стремиться к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания не ставили под сомнение определенные положения базового курса истории, а подталкивали участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивали уже известные им положения исторической науки.

Если школьные контрольные работы и тесты ЕГЭ нацелены, прежде всего, на проверку усвоения учебного материала, то участник Олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник Олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников).

Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

2. Сбалансированность содержания.

Историческая наука столь обширна, что лишь немногие участники Олимпиады могут в равной степени знать все ее разделы. Для того чтобы дать школьникам, особенно интересующимся какой-либо проблематикой, возможность проявить свои способности, в заданиях должны быть вопросы по всем периодам, пройденным учащимися параллели на момент проведения Олимпиады.

В выпускных же классах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:

  • с древнейших времен до середины XVI в.

  • с середины XVI до конца XVIII в.

  • XIX в.

  • с начала XX в. до настоящего времени

Большинство заданий обычно посвящено отечественной истории; важно, чтобы присутствовали также вопросы, связанные с всеобщей историей (прежде всего в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей). Для параллелей 5 и 6 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов Олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса. Традиционно в олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким, как развитие русской культуры в XIX в. и Великая Отечественная война.

Необходимо также сбалансировать проблематику вопросов, они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России.

Хорошей традицией Олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании. Важно, чтобы это включение было органичным, нужно стремиться задать такой вопрос, который бы на местном материале показывал какие-либо крупные общероссийские процессы. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.

3. Соответствие уровня заданий возможностям участников.

Школьный и муниципальный этапы Олимпиады должны быть массовыми и способствовать повышению интереса школьников к исторической науке и к олимпиадному движению.

При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50% от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе Олимпиады. Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих школьников чувство разочарования, лишает их стимула к участию в Олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.

Решение достигается путем включения в комплект заданий вопросов разного уровня сложности, причем это должно быть сделано не в ущерб принципу сбалансированности заданий: скажем, неправильно, если вопросы по истории Древней Руси все относятся к категории «несложных», а по XX веку – напротив, исключительно сложны.

IV. Основные типы олимпиадных заданий

В этом разделе дается краткая характеристика основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой проведения Олимпиады, и указывается на основные сложности, связанные с их созданием. Каждый вопрос комплекта заданий должен обязательно сопровождаться указанием, какое максимальное количество баллов может получить участник за ответ, а в начале нужно указать, каков максимальный балл за весь тур. В ключах также нужно четко прописать, на основании каких критериев участник получает за каждое задание максимальный балл, часть возможных баллов или ноль.

1. Тестовые вопросы.

Простейшая форма проверки знаний, тестовые вопросы бывают «закрытыми» (с предложенными вариантами ответов) или «открытыми» (участник должен предложить ответ самостоятельно). При использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к максимально четкой формулировке задания, ибо в противном случае жюри рискует столкнуться с множеством сложностей при проверке, связанных с появлением «формально правильных ответов». Дав такой ответ, участник зачастую убежден, что выполнил задание, и не предпринимает усилий для поиска более точного решения.

Пример:

На вопрос, «кто нанес поражение турецким войскам при Козлудже?», вместо предусмотренного ключом ответа «А.В. Суворов», дается ответ «русская армия». Отвергая этот ответ, жюри дает формальное основание для апелляции.

Даже в тестовых вопросах, являющихся самым простым из типов олимпиадных заданий, следует стремиться уходить от простой проверки знания фактов, формулировать их так, чтобы поиск ответа предполагал элемент самостоятельного размышления.

Примеры:

Какой из русских городов не был основан в XVI в.?

А. Царицын

Б. Тобольск

В. Омск

Г. Белгород

В битве на Ворксле участвовали:

А. Витовт, Ягайло, Мамай, Тохтамыш

Б. Витовт, Тохтамыш, Темир-Кутлуг, Едигей

В. Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Гедимин, Узбек

Г. Иван III, Менгли-Гирей, Ахмат, Александр Казимирович

На решение такого задания участнику предоставляется 2-3 минуты.

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.

В отличие от простейшего вопроса, такое задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.

Примеры:

1. Кто из этих исследователей жил в XVIII в.?

Е. Хабаров

Д. и Х. Лаптевы

С. Челюскин

С. Дежнев

А. Колчак

А. Чириков

2. Проанализировав обстановку в России накануне октябрьских событий 1917 года, определите возможные альтернативы дальнейшего развития страны.

3. Заполните пропуски в предложенном тексте. Впишите недостающие части текста под соответствующими номерами на свободных строчках. При определении дат постарайтесь дать их с указанием не только года, но месяца и дня.

4. Соотнесите сказанное с именами русских императоров, заполнив таблицу. В верхних строках напишите имена монархов, а в нижних соответствующие их делам номера высказываний.

5. Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания.

Историческое эссе.

Как правило, историческое эссе дается только в выпускных классах. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу

6. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Время – не менее 45 минут.

Рекомендуемая литература и сайты Интернета

Общие методические рекомендации:

- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

- Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005

- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006

- Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008

Ресурсы Интернета:

Обширная электронная библиотека и коллекция ссылок на различные материалы исторического содержания в Интернете имеется на сайте Исторического факультета: www.hist.msu.ru

Обновлено 03.01.2012 06:44
 
Сейчас 2 гостей онлайн
Просмотры материалов : 460661
 

Мордовский образовательный портал

 

Школьный портал Республики Мордовия

 

Министерство образования Республики Мордовии

 

obr

apk

 

firo

rgo

 

fipi

 

Российское образование: федеральный портал

 

olimp

prezПравительство Россииpfomordovsaransk