"Без географии мы нигде, без истории мы никогда"
PDF Печать E-mail
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Автор: Карташов А.В., Чиндяйкин Ю.Г.   
04.02.2011 08:38

Методические рекомендации по проведению  классного часа посвящённого празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, в 1 - 4,  5 - 9, 10 - 11 классах общеобразовательных учреждений Республики Мордовия

Введение.


Современное российское школьное образование вступает в фазу обновления. Осуществляется переход от школы, в которой доминировали задачи обучения и приобретения знаний, к школе, гармонично формирующей интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную составляющие обучающегося. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственные образовательные стандарты нового поколения отражают требования общества и государства к системе школьного образования. Общее образование должно стать тем пространством, в котором гарантировано обучение и воспитание человека нравственного, с активной гражданской позицией, чувством ответственности за свою страну. В педагогическую практику вводятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и передаются от поколения к поколению.
11 января 2009 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал указ N46  “О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства”, которое будет проходить в 2012 году.  Этому празднику придается общероссийское и общенациональное  значение. Празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства представляется особенно актуальным в современных условиях усиления элементов ксенофобии, национализма, сепаратизма внутри российского общества. Предстоящим празднованием подчеркивается, что все народы России уже 1000 лет вместе строят Российское государство и культуру, и вклад каждого народа ( в том числе мордовского, как одного из крупнейших этносов) важен и неотъемлем.

Министерство образования Республики Мордовия рекомендует провести во всех образовательных учреждениях республики классный час по теме «В семье единой». Классный час, посвященный празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, направлен на введение ребенка в мир духовных и культурных ценностей, традиций своего народа и реализует задачи духовной, культурной и социальной преемственности поколений. Основные идеи урока: история Мордовии, культурный вклад мордовского народа в общероссийскую и мировую культуру, историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности мордовского народа и народов России.
Классный час, посвященный празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, призван раскрыть образцы нравственного и ратного служения России, реализовать стартовые задачи формирования нравственных ценностей ребенка - юного гражданина России.
Учитель объясняет ученикам, что 1000-летний юбилей единения мордовского народа с народами Российского государства - это общий праздник для всей страны, особо подчеркивая роль мордовского народа в истории российского государства и общероссийской  культуре:
- мордовский народ наряду с другими финно-угорскими и тюркскими народами внес немалый вклад в формирование крупнейшего этноса нашего государства, славянского в своей основе русского народа;
- Мордовия – оплот российской суверенности и государственности. Мордовский народ всегда поднимался на защиту Родины, разделяя с Русью, Россией горечь поражений и радость побед;
- Мордовия — пример национального согласия и толерантности. Здесь в течение многих столетий в тесном содружестве проживают представители более чем 90 народов — русские, мордва, татары-мишари, украинцы, белорусы, евреи, цыгане и многие другие;
- Культура и традиции мордовского народа - величайшее достояние   Российской и мировой  культуры;
- Мордовия взрастила многих выдающихся деятелей России: это и великий исторический и государственный деятель земли русской Патриарх Никон, и один из создателей Черноморского флота России граф Н.С. Мордвинов, и известный деятель российской исторической науки В.О. Ключевский, и всемирно известный  скульптор С.Д. Эрьзя; теснейшим образом с нашим краем связаны имена выдающихся полководцев XVIII в. Ф.Ф. Ушакова, П.А. Румянцева, поэтов Н.П. Огарева, А.И. Полежаева, философа М.М. Бахтина.
Мордовия современная - пример обращения к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям россиян: восстановление разрушенных храмов и строительство новых, изучение истории и культуры родного края; пример развития современной науки, системы образования, экономики, градостроительства.
Мордовия — республика спортивная. Наша республика воспитала не одного олимпийского чемпиона. Это и олимпийский чемпион 1960 г. в Риме в беге на 10 000 м П. Болотников, и чемпион олимпиады 2004 г. в Афинах борец А. Мишин, и ходоки В. Борчин, О. Каниськина, Д. Нижегородов, ставшие героями Пекинской олимпиады 2008 г. Легендой мордовского спорта стал также боксер О. Маскаев.
История Мордовии богата событиями, сокровища культуры признаны мировым достоянием, жители талантливы. Поэтому при проектировании классного часа целесообразно определиться с его доминирующей содержательной линией. Например:
- «Мордовия и ее вклад в историю России». Направление, в котором рассматриваются факты единства мордовского народа с народами Российского государства. Это не повторение исторических событий. Это осознание единства исторического пути и причастности к общероссийской истории;
- «Отчизны верные сыны» - о гражданском и патриотическом служении Отечеству на примерах ратных и трудовых подвигов жителей Мордовии;
- «Мордовия Православная», «Ислам в Мордовии». Эта линия обширна по смысловому значению, что дает возможность учителю, школе работать с тем содержанием данного направления, которое представляется актуальным и востребованным в воспитательном процессе учебного заведения.
Мордовия - край с древний историей, сегодня  устремленый в будущее. Здесь много реставрируют и много строят заново. Классный час,  посвященный празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства,  вводит юных россиян в уникальный мир российской духовности и культуры, бережно сохраняемый в Республике Мордовия.


Начальная школа. 1 - 4 классы
Классный час по теме «В семье единой» посвященный празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства,  преследует образовательные и воспитательные цели. Учитель организует праздничный настрой урока. Поэтому рекомендуется музыкальное и наглядное оформление урока. Песни о Мордовии и России придадут событию эмоциональный характер. В классе должна быть карты Мордовии и России, которые позволят наглядно представить место родного края в России. Детям важно объяснить, что Россия - большое многонациональное государство, которое гордится своими народами.
На классном часе можно обыграть ситуацию перелистывания страниц альбома, посвященного празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Листов у альбома может быть несколько, а может быть два или три. Все зависит от временных рамок классного часа, наполняемости классов, объема содержания, подготовленности учителя и детей.
Содержание первого листа альбома формирует у ребенка пространственные представления. Работа с картой минимальна, но дает понятие о территориальном пространстве России, о том, где расположена Мордовия, родной город, село. Ученики знакомятся с символами государственной власти Республики Мордовия, столицы Мордовии города Саранска, своего района.
Второй лист альбома может быть посвящен истории Мордовии. Учитель самостоятельно определяет хронологические рамки этого листа.
Третий лист альбома, «Ратные и духовные подвиги в битвах за Родину» , чрезвычайно важный для патриотического  воспитания детей материал. В нем можно выделить несколько блоков:
- защита родных земель от иноземных захватчиков в XIII – XVI  вв.;
- участие мордовского народа в ополчении Минина и Пожарского;
- год 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства будет юбилейным годом победы России в Отечественной войне 1812 года, учитель более подробно останавливается на подвигах наших земляков  в Отечественной войне 1812 года;
- участие уроженцев Мордовии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
- уроженцы Мордовии в локальных конфликтах ХХ в.
Рассказ сопровождается показом фотографий, портретов, слайдов. Оформление класса, опора на локальную историю, проведение краткой беседы с учениками о тех, кто в их семьях сражался за Родину, активизируют интерес детей к содержанию данного блока.
Тематика альбомных листов и их содержание может варьироваться, одна тема может доминировать над остальными. Главное, чтобы дети почувствовали значимость Мордовии для России, восхищение ее историей и сокровищами культурного наследия. Учитель акцентирует внимание детей на единстве исторического пути мордовского народа с народами России, на проявлениях патриотизма и любви к Родине.

Основная школа. 5 - 9 классы.
Для учащихся 5 - 9 классов, которые уже знакомы с курсом «История и культура Мордовского края», классный час, посвященный празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, может быть проведен в форме беседы, викторины, игры «колесо истории», брейн-ринга и т.д.
Задания к раундам разрабатываются учителем или учащимися. Примерные вопросы, которыми можно воспользоваться при подготовке к игре:
Раунд 1.
Вопросы:
1. Перед вами изображение герба города Саранска. Объясните, что обозначают изображения на гербе?
2. Перед вами изображение герба Республики Мордовия. Объясните, что обозначают изображения на гербе?
3.Перед вами изображение флага Республики Мордовия. Объясните, что обозначают цвета флага?
4.Расскажите о времени возникновения, топонимике и гербе какого-либо города Мордовии.
4. Какие функции в Республике Мордовия выполняют мокшанский, эрзянский, русский, татарский языки?
5. Расскажите о людях, внесших заметный вклад в просвещение мордовского народа.
И т.п.
Раунд 2 .
1.Напишите о своем городе. Назовите три улицы (места) в городе, которые вы больше всего любите, и почему?
2.Расскажите о древних исторических памятниках в вашем городе, районе, селе.
3.Разработайте маршрут и совершите заочную экскурсию на тему: «Исторические и культурные памятники рядом с нами».

И т.п.

Средняя школа. 10 - 11 классы.
Классный час направлен на реализацию принципа социальной востребованности, добровольное, посильное включение учащегося в решение реальных социальных проблем, актуальных для окружения и самого ученика, проявление социальной и нравственной зрелости.
Классный час может состоять из двух самостоятельных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.
I модуль информационный. Он формирует представление о культурном наследии мордовского народа как национальной, культурной и духовной ценности России, достоянии мировой культуры. Примерное содержание модуля может быть сформировано по направлениям:
- «Мордовия – самобытный край» - достопримечательности Мордовии;
- «Мордовия. Страницы истории».;
- «За веру и Отечество» - служение Отечеству на примерах ратных и трудовых подвигов жителей Мордовии;
- «Мордовия Православная», «Ислам в Мордовии»;
- «Трудовые и духовные традиции народов Мордовии – потенциал будущих свершений». Модуль может быть представлен в нескольких вариантах.
1. Общая работа с классом. Беседа с классом, способствующая формированию представления о культурном наследии народов Мордовии как национальной культурной и духовной ценности. Желателен показ слайдов, иллюстраций.
2. Класс организован в группы, которые проводят предварительную подготовку по по своей теме: собирают материал, готовят презентацию или наглядное оформление своего выступления.
II модуль направлен на включение в решение реальных социальных проблем, актуальных для учащихся района, города, села, в котором они живут. Ученики рассуждают о резервах и возможностях своего края, «малой Родины» и его людей.
Группы работают в режиме «мозгового штурма». Каждая группа самостоятельно разрабатывает и обосновывает направления развития города, населенного пункта, где проживают и обучаются ученики, и затем представляет результаты своих наработок.

Список рекомендуемой литературы:
1. Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня. Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002.
2. Абрамов В.К. По следу времени.— Саранск, 1991.
3. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность.— Саранск, 1992.
4. Балашов В.А., Юрченков В.А. Зарубежная историография о культуре мордовского народа // Вестник Мордовского госунуверситета.— 1993, №1.
5. Бахмустов С.Б., Лаптун В.И. Разорванное ожерелье.— Саранск, 1991.
6. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство.— Саранск, 1983.
7. Брыжинский В.С. Народный театр мордвы.— Саранск, 1985.
8. Все о Мордовии. Саранск, 1998.
9. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. — 2-е изд.— Саранск, 1982.
10. Девяткина Т.П. Мокшанские свадебные обряды и песни.— Саранск, 1992.
11. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба.— Саранск, 1990.
12. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI— XVII вв.— Казань, 1982.
13. Записки о Саранске. XVIII—XX века.— Саранск,  1991.
14. Конкин С.С. Николай Огарев.— Саранск, 1982.
15. Куклин В.Н. Биография саранских улиц.— Саранск,  1990.
16. Лузгин А.С. В тесном соседстве.— Саранск, 1987.
17. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии.— Саранск, 1993.
18. Мельников П.И. (Печерскии А.). Очерки мордвы.— Саранск, 1981.
19. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос.— Саранск,  1989.
20. Мордва. Историко-культурные очерки.— Саранск, 1995.
21. Мордовский народ: что нас волнует.— Саранск,  1991.
22. Мордовский народный костюм.— Саранск,  1990.
23. Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. Саранск, 2003-2004.
24. Петерсон Г.П. Странички старины.— Саранск,  1993.
25. Поволжские финны. Краткий очерк истории и развития мордовского народа.—М., 1991.
26. Савин О.М. Времен связующая нить.— Саранск,  1991.
27. Юрченков В.А. Генеалогия в краеведческом исследовании.— Саранск. 1991.
28. Юрченков В.А. Хронограф или Повествование о мордовском народе и его истории.— Саранск, 1991.
29. Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях   западно-европейских   авторов   VI—XVIII   столетий.— Саранск, 1995.


 
Сейчас 20 гостей онлайн
Просмотры материалов : 678439
 

Мордовский образовательный портал

 

Школьный портал Республики Мордовия

 

Министерство образования Республики Мордовии

 

obr

apk

 

firo

rgo

 

fipi

 

Российское образование: федеральный портал

 

Всеросийская олимпиада школьников

 


 

prez

Правительство России

pfo

mordov

saransk