"Без географии мы нигде, без истории мы никогда"
Главная Повышение квалификации Повышение квалификации Курсовые работы (методические рекомендации)
PDF Печать E-mail
Повышение квалификации
Автор: Чиндяйкин Ю.Г.   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсовой работы

на курсах повышения квалификации

учителей обществоведческих дисциплин


 

Общие положения

Подготовка курсовой работы является неотъемлемой частью учебных занятий и формой контроля учебной работы слушателей курсов повышения квалификации. Выполнение курсовой работы проводится с целью определения уровня усвоения слушателями образовательных программ повышения квалификации, выявления наиболее творчески работающих педагогов для дальнейшего сотрудничества с ними, улучшения образовательных программ повышения квалификации.

Этапы выполнения курсовой работы

Работу над курсовым сочинением можно разбить на ряд этапов: выбор темы, анализ литературы и источников, написание текста и защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы. Тематика курсовых работ разрабатывается на  кафедре в соответствие с образовательными программами. Тема работы может быть предложена и самим слушателем при обосновании ее актуальности. Целесообразно выбирать темы работ соответственно проблеме, по которой работает образовательное учреждение, учитель.

Анализ литературы и источников. На этом этапе работы главным является подбор литературы, ее изучение, установление полноты и достоверности источников, составление библиографического списка (списка источников)1.

Написание текста курсовой работы. Курсовая работа может быть выполнена в печатном (рукописном) или электронном вариантах (в виде Web-страницы или компьютерной презентации Power Point). Обязательными структурными частями работы (при любом варианте) являются: титульный лист (слайд, файл), содержание, введение, основная часть, заключение, список источников (литературы). Также могут быть включены различные приложения, необходимые для более полного раскрытия проблемы. По объему курсовая работа должна быть не менее 20 - 25 страниц печатного (рукописного) текста. При компьютерной верстке (электронном варианте) текст набирается шрифтом Tames New Roman, размер 14, через полтора интервала. В курсовых работах должны быть оставлены поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части без точки. Номер страницы на титульном листе не ставится. Титульный лист является первой страницей курсовой работы (см. прил. Б). В содержании отражаются введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений (при их наличии) с указанием номеров страниц (см. прил. В).

Неотъемлемыми структурными частями введения являются: 1) обоснование актуальности темы (его теоретическая и практическая значимость), 2) анализ литературы и источников, 3) постановка цели и задач работы.

Основная часть курсовой работы делится на главы и параграфы – в зависимости от количества анализируемых вопросов. Их названия должны отражать содержание освещаемого вопроса. На цитаты, выписки, количественные данные необходимо давать ссылки и сноски. Разрешается выполнять их как постраничными, так и послетекстовыми или внутритекстовыми. Цифровой материал для наглядности можно оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков.

По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический и опытно-экспериментальный характер. В реферативной работе анализ проблемы дается исключительно в теоретическом разрезе. В работах практического или опытно-экспериментального характера помимо теоретического материала в обязательном порядке представляются разработки уроков, раздаточного материала, цели и характеристика методов экспериментальной работы, анализ результатов эксперимента. Второй тип работ более предпочтителен.

Заключение должно содержать общие выводы из всего изложенного в курсовом сочинении, оценки полноты решения поставленных задач, возможности практического применения материалов работы.

Список использованных источников желательно располагать в алфавитном порядке (по фамилии автора или названию работы).

Курсовая работа после полного ее оформления проверяется и рецензируется руководителем. Рецензия включает: заключение о соответствии работы заявленной теме, оценку качества выполнения работы, полноты решения поставленных задач, учебно-методической ценности работы.

Обязательной является защита курсовой работы. На защите следует выступить с кратким сообщением, в котором отражаются актуальность и практическая значимость выбранной темы, цели и задачи работы, ее структура и основные выводы.


Примерная тематика курсовых работ по теории и методике преподавания истории

1. Анализ и самоанализ урока.
2. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания школьников.
3. Внеклассная воспитательная работа.
4. Внеурочная работа по истории и обществознанию
5. Возможности использования исторических документов на уроках истории в 5-х - 11-х классах как средства повышения эффективности урока.
6. Возможности использования исторических документов на уроках обществознания как средства повышения эффективности урока.
7. Возможности использования краеведческого материала как средства развития гражданской позиции у учащихся 5 - 9-х  классов (в урочной и внеурочной работе по истории).
8. Воспитание правовой культуры учащихся на уроках обществознания.
9. Гражданское воспитание учащихся на уроках истории.
10. Гражданское воспитание учащихся на уроках обществознания
11. Закрепление знаний и умений на уроках истории и права.
12. Изучение вопросов истории церкви в развитии нравственности на уроках истории в 6-х классах.
13. Изучение вопросов политического развития на уроках обществознания.
14. Изучение вопросов экономического развития на уроках обществознания.
15. Изучение исторических личностей на уроках истории и обществознания
16. Изучение исторических персоналий на уроках обществознания как средство формирования ценностных ориентации школьников.
17. Изучение нового материала на уроке истории: методические требования и поиск эффективности.
18. Изучение хронологии в школе.
19. Изучения исторических личностей на уроке.
20. Инновационные технологии в преподавании истории Мордовии.
21. Инновационные технологии в преподавании истории России.
22. Инновационные технологии в преподавании обществознания
23. Инновационные технологии исторического образования
24. Интегрированные уроки в школьном курсе историии.
25. Интегрированные уроки в школьном курсе обществознания.
26. Использование диалоговых форм обучения на уроках истории в 9-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения(на примере изучения Первой Мировой войны).
27. Использование диалоговых форм обучения на уроках обществознания в 5 - 8-х классах как средства повышения эффективности процесса обучения
28. Использование исторических источников как средства развития познавательного интереса у учащихся 5 классов на уроках истории.
29. Использование межпредметных связей в обучении обществознанию (истории).
30. Использование метода опорных конспектов на уроках истории и обществознания.
31. Использование музыки на уроках истории и обществознания.
32. Использование наглядных методов обучения в процессе формирования положительной мотивации у учащихся 5-х классов на уроках истории.
33. Использование проблемного метода обучения на уроках истории.
34. Использование проблемного метода обучения на уроках обществознания.
35. Использование учебно-графической наглядности на уроках истории.
36. Использование учебно-графической наглядности на уроках обществознания.
37. Использование художественной литературы на уроках истории
38. Использование художественной' литературы на уроках обществознания
39. Исследовательская работа учащихся в курсе ИКМК.
40. Историко-краеведческая работа в школе
41. Исторические задачи: типизация и использование на уроках
42. Исторические знания и их компоненты. Факты в обучении истории.
43. Исторические источники: их роль и методика использования
44. Исторический кружок и его роль в образовании и воспитании учащихся.
45. Классификация методов обучения истории и обществознания
46. Классификация уроков истории. Различные точки зрения на эту проблему.
47. Концепция современного исторического образования.
48. Личности в истории
49. Методика использования наглядных средств обучения в курсе истории.
50. Методика подготовки и проведения урока-дискуссии по истории России в 10-11 классах.
51. Методика подготовки и проведения урока-лекции в старших классах.
52. Методика подготовки и проведения уроков - дискуссий на уроках истории.
53. Методика подготовки и проведения уроков - дискуссий на уроках обществознания.
54. Методика проведения уроков истории с использованием познавательных задач.
55. Методика работы с учебной картиной при обучении истории.
56. Методические приемы и средства изучения хронологии.
57. Методы и принципы работы с учебно-методическими комплексами
58. Методы обобщения знаний в курсе обществознания.
59. Наглядные средства обучения истории и праву.
60. Научные основы организации кабинета истории в школе.
61. Нетрадиционные приемы организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
62. Нравственное воспитание на уроках истории.
63. Нравственное воспитание на уроках обществознания.
64. Обобщающее повторение в курсе всеобщей истории.
65. Обобщающее повторение в курсе истории древнего мира
66. Обобщающее повторение в курсе истории средних веков
67. Организация проверки знаний и умений учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельности.
68. Организация проверки знаний на уроках истории. (Тестовый контроль знаний)
69. Организация проверки знаний школьников на уроках истории (обществознания).
70. Организация проверки знаний школьников на уроках обществознания.
71. Организация самостоятельной работы на уроке и дома в старших классах
72. Основные черты и характеристика учебников нового поколения.
73. Подготовка учителя к уроку истории.
74. Подготовка учителя к уроку обществознания.
75. Преподавание пропедевтического курса истории России.
76. Преподавание  курса «Основы религиозных культур и светской этики».
77. Приемы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся на уроках истории и права.
78. Проблема изучения исторических фактов на уроке истории.
79. Проблема профильного обучения в современной школе.
80. Проблема целей, содержания, организации обучения истории на современном этапе.
81. Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания
82. Работа по развитию речи учащихся на уроках истории.
83. Работа по формированию у учащихся умений умственного труда на уроках обществознания
84. Работа с историческими документами в 6-х - 11 -х классах.
85. Результативность процесса обучения у учителей-новаторов.
86. Ролевые игры на уроках истории
87. Ролевые игры на уроках обществознания.
88. Роль внеклассной работы в учебном процессе
89. Роль документов в историческом образовании и развитии учащихся.
90. Роль документов в образовании и развитии учащихся в курсе обществознания.
91. Роль тестирования при изучении истории.
92. Роль тестирования при изучении обществознания.
93. Самостоятельная работа учащихся  в курсе истории.
94. Самостоятельная работа учащихся  в курсе обществознания.
95. Система уроков истории. Тематическое планирование системы уроков по разделам, темам курса в средних и старших классах.
96. Современная система школьного исторического и правового образования.
97. Современная структура исторического образования.
98. Современное понимание патриотизма и проблема его формирования как качества личности
99. Современные технические средства обучения
100. Современные учебные программы по истории и обществознанию.
101. Современный анализ урока истории.
102. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории.
103. Средства учебной работы школьников на уроках истории.
104. Средства учебной работы школьников на уроках обществознания.
105. Технология эвристического обучения на уроках истории.
106. Технология критического мышления на уроках истории и обществознания.
107. Технология использования интелект -карт на уроках истории и обществознания.
108. Урок истории и его типология
109. Технология проектной деятельности на уроках истории и обществознания
110. Технология исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
111. Мастер — класс на уроках истории и обществознания
112. Уроки повторения и обобщения изученного материала.
113. Урок-лекция: его типология и роль.
114. Урок-семинар: его типология и роль.
115. Учебник и его роль в обучении истории и обществознанию.
116. Учебно-методические комплексы по истории, праву и обществознанию в школе.
117. Учебные умения  и УУД учащихся на уроке истории и права, их классификация.
118. Формирование понятий на уроках истории и обществознания
119. Формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания.
120. Формирование умений и навыков учащихся на уроках обществознания.
121. Формирование учебных умений школьников при изучении истории древнего мира
122. Формирование учебных умений школьников при изучении истории зарубежных стран.
123. Формирование учебных умений школьников при изучении истории средних веков.
124. Школьный клуб и его роль в становлении гражданской позиции учащихся.
125. Экскурсионная работа по истории
126. Элективные курсы по истории в условиях профильного обучения.
127. Элективные курсы по общественным дисциплинам в условиях профильного обучения.
128. Эстетическое воспитание на уроках истории.
129. Эстетическое воспитание на уроках обществознания
130. Юбилейные даты Отечественной истории


1) В соответствии с требованиями стандартов (см. прил. А)



 

 

Обновлено 09.04.2014 06:38
 
Сейчас 27 гостей онлайн
Просмотры материалов : 465147
 

Мордовский образовательный портал

 

Школьный портал Республики Мордовия

 

Министерство образования Республики Мордовии

 

obr

apk

 

firo

rgo

 

fipi

 

Российское образование: федеральный портал

 

Всеросийская олимпиада школьников

 


 

prez

Правительство России

pfo

mordov

saransk